ЧТО НЕ ПО СИЛАМ ЗАВОДУ...
Такой или почти такой автомобиль мечтают иметь многие в России.

 О каком автомобиле мечтают российские водители? Вот что по этому поводу говорят результаты анкетирования "За рулем". Большинство хотело бы приобрести полноприводный универсал стоимостью около десяти тысяч долларов. В общем-то желание довольно противоречивое: машина высокой проходимости, вместительная и... не очень дорогая.

 

 Утопия? Нет! Создатели такого "противоречивого" автомобиля - специалисты ижевской тюнинговой фирмы "Норма-авто", взявшие за основу серийную "Орбиту". Единственное отличие от читательского идеала - кузов хэтчбек, а не универсал, но хэтчбек просторный, с большим багажником. Скептики, конечно, улыбнутся - стандартный заднеприводный ИЖ-2126 выглядит более чем скромно. Может быть. Но есть у него такие конструктивные особенности, которые предоставляют благодатную почву для глубоких тюнинговых новаций.

 В "Норме-авто" работают профессионалы, уже много лет специализирующиеся на доработке "орбит". Самое известное их детище - так называемая "Орбита-люкс" (нам довелось с ней познакомиться еще в 1994 году). Выпускается автомобиль и сейчас. Это ИЖ-2126 с "нивовским" двигателем объемом 1,7 л (раньше устанавливали мотор от "шестерки" объемом 1,6 л) и вазовской пятиступенчатой коробкой передач. При цене около 36 тысяч рублей, что, согласитесь, совсем недорого, автомобиль куда более привлекателен, чем стандартная "Орбита" с устаревшим уфимским мотором. Мало того, тюнинговый ИЖ может поспорить и с классическими "жигулями" - у него просторный и удобный салон, вместительный багажник, чувствительное рулевое управление (реечное), передняя подвеска "Мак-Ферсон".

 
Передняя подвеска у модификации с вездеходным уклоном - подрамник, мощный кованый "нивовский" рычаг и амортизаторная стойка.
Две последние конструктивные особенности послужили отправной точкой для дальнейших весьма любопытных разработок. Представьте себе "Орбиту" без продольно расположенного УЗАМа, без заднего моста и карданного вала, а на месте уфимского мотора - поперечно (!) установленный 16-клапанный двигатель "Х╠ндэ" с системой распределенного впрыска топлива мощностью 130 л. с. Коробка передач - той же фирмы, привод - на передние колеса. Тут и с "восьмерками" да "девятками" потягаться можно. Такая модель хоть в продажу и не поступает, тем не менее свидетельствует: "Орбита" допускает и продольное, и поперечное расположение силового агрегата, при том, что ведущими колесами могут стать как передние, так и задние.

 Догадываетесь, каким был следующий шаг мастеров тюнинга? Сейчас "Норма-авто" предлагает две модификации "Орбиты 4х4" с постоянным полным приводом. С технической точки зрения более интересна дорожная, а не вседорожная версия. Эдакая русская "Субару", не лишенная, однако, вездеходных черт. Двигатель - 16-клапанник "Х╠ндэ Бета-1,8D объемом 1,8 л и мощностью 130 л. с. Расположен спереди поперечно. Оборудован системой распределенного впрыска топлива, но без каталитического нейтрализатора, что потребовало внести в программу управления впрыском соответствующие изменения.

 
Двигатель ВАЗ-21213 от "Нивы" расположился в моторном отсеке полноприводной "Орбиты" продольно.
Коробка передач - японского происхождения - от вседорожника "Тойота RAV-4". Ее механизм переключения передач по удобству пользования превосходит отечественный эталон - классические "Жигули". Ходы рычага очень короткие, фиксация четкая, избирательность тоже на высоте. Все движения можно выполнить кистью руки словно на компьютерном джойстике. Остальные детали трансмиссии - отечественные. Карданный вал с промежуточной опорой - родной "орбитовский", приводы колес с шарнирами равных угловых скоростей унифицированы с вазовскими, редуктор - доработанный "нивовский". На тольяттинском вездеходе он расположен спереди, а вот на тюнинговой "Орбите" - сзади. Для повышения проходимости предусмотрена межосевая блокировка, которая включается кнопкой на панели приборов.

 
Внешняя скоростная характеристика двигателя "Х╠ндэ Бета-1,8D".
Подвеска передних колес - независимая "Мак-Ферсон". В ней все знакомо - стойки, рычаги, растяжки с литыми кронштейнами, стабилизатор поперечной устойчивости. Почти как у вазовской "восьмерки", только собрана она на мощном подрамнике. Задняя подвеска тоже независимая и тоже "завязана" на подрамник - она многорычажная (четыре поперечных рычага и два продольных) со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторными стойками.

 Кстати, в ходовой части зарубежные комплектующие не используют, что снижает затраты на ремонт и облегчает поиск запасных частей. А дорогостоящие двигатель и коробка передач снизу надежно защищены массивным титановым поддоном.

 Тормоза - дисковые спереди и сзади! В них использованы детали от ВАЗ-2108. Колеса увеличенного размера, 14-дюймовые, возможна установка и 15-дюймовых, с низкопрофильными покрышками. По сравнению с конвейерной "Орбитой" дорожный просвет увеличен почти на 40 мм (было 156 мм, стало 195 мм). На уровне порогов автомобиль подрос еще заметнее - разница со стандартным ИЖ-2126 составляет 7 мм. Динамика полноприводника впечатляет - разгон до "сотни" - 10с, максимальная скорость - 180 км/ч. У обычной "Орбиты" с уфимским двигателем 1,7 л аналогичные показатели куда скромнее - 18 с и 150 км/ч соответственно.

 
А вот корейский двигатель "Х╠ндэ" под капотом "Орбиты" стоит поперечно.
Вторая тюнинговая "Орбита" по своему назначению ближе к вседорожнику. Конструктивно она попроще, но и подешевле, что немаловажно для российских автомобилистов. Двигатель ВАЗ-21213 рабочим объемом 1,7 л установлен в моторном отсеке продольно. Пятиступенчатая коробка передач, раздатка, редуктор, приводы передних колес "нивовские". Передняя подвеска независимая - мощные кованые рычаги от вазовского полноприводника, небольшой подрамник, амортизаторные стойки ИЖ-2126. Передние тормоза - дисковые.

 
Мягкая обивка панели приборов, зарубежный руль и рычаг "тойотовской" коробки передач придают просторному салону "Орбиты" вполне солидный вид.
Все остальное практически без изменений. Карданный вал, задний мост, подвеска, барабанные тормоза - родные, ижевские. Колеса, разумеется, большие - размерностью 14 или 15 дюймов, да и дорожный просвет увеличен. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 19 с, максимальная скорость - 140 км/ч. Это, скажем так, самый простой базовый вариант "вездехода". Есть и чуть посложнее - тот же "нивовский" двигатель, та же передняя подвеска, а вот задняя - независимая, от дорожного полноприводника (с данной модификацией читатели познакомились в ЗР, 1998, ╪ 2).

 
Задняя подвеска дорожного полноприводника - многорычажная со стабилизатором поперечной устойчивости, собрана на подрамнике.
Цена, как правило, самая деликатная тема, когда речь идет о тюнинговом автомобиле. Стоит заглянуть в прайс-лист, как наступает разочарование: большинству это не по карману. Но вот в нашем случае можно говорить, пожалуй, о некотором отступлении от правила. Дорожная "Орбита 4х4" от "Нормы-авто" с независимой подвеской и зарубежными комплектующими стоит 85 тысяч рублей, "Орбита-вездеход" - 54 тысячи. Не дешево, конечно, но и не так дорого, если учесть объем переделок в сравнении с заводским ИЖ-2126. Разумеется, мы называем базовые цены. За электростеклоподъемники, магнитолу, сигнализацию и прочие дополнения придется доплачивать. Но это только по желанию заказчика.

 

 Пробные поездки по асфальту, снежной целине и бездорожью убедили нас в том, что полноприводник в целом удался. Пожалуй, ижевцы создали тот или почти тот автомобиль, о котором мечтают многие наши водители. К сожалению, приобрести машину смогут немногие. Из-за неритмичной работы завода "Норма-авто" выпускает их пока очень мало.

 

Вадим КРЮЧКОВ

Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
c 1997-98 All rights reserved